Марина Пак:
«Я хочу, чтобы моя наука была полезна и внедрялась в жизнь»
27 лет. Окончила бакалавриат Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по направлению «Химия». Выпускная работа на кафедре органической химии посвящена молекулярному дизайну и синтезу соединений с улучшенными фармакологическими свойствами. В 2020 году окончила магистратуру Сколковского института науки и технологий по направлению «Науки о жизни». Аспирант Сколтеха в лаборатории Дмитрия Иванкова, проводит исследования в области стабильности белков. Структурный биоинформатик. Соучредитель и генеральный директор Ligand Pro.
Интересы
- белковый дизайн
- разработка лекарств
- преподавание
- фридайвинг
- зимнее плавание
Технологический домен: разработка лекарств и биотехнологий
Сейчас в аспирантуре я занимаюсь вычислительной биологией. Или биоинформатикой. В лаборатории мы улучшаем белки с помощью вычислительных методов, то есть занимаемся редизайном белков. И создаем новые белки – этот процесс называется дизайн белков.
Белки широко используются в промышленности. В России – реже, потому что пока нет разработок. Например, ферменты используются для глубокой переработки зерна, для конвертации мусора в биотопливо и прочих процессах. Чтобы производство было рентабельным, белки должны обладать повышенной устойчивостью и хорошей эффективностью. Для этого их нужно модифицировать, а вычислительные методы позволяют это сделать.
И также, как буквы складываются в слова, аминокислоты складываются в определенные структуры в белке. Далее слова складываются в предложения, так и структуры формируют белок. Предложения несут смысл и так же белок несет какую-то функцию. Все эти методы, которые люди применяют в искусственном интеллекте к языку, лингвистике, мы можем применять к данным о белках.
Язык белков такой же, как человеческий. Очевидно, что нужно пробовать применять большие языковые модели. ИИ мы используем в комбинации с традиционными вычислительными методами.
ТРАЕКТОРИЯ УСПЕХА
Школу я закончила во Владивостоке, с углубленным изучением английского языка. Это самое прекрасное, что в ней было. Как меня там английскому научили, так я с ним и живу. Сразу после школы на языке оригинала я могла читать научные статьи.
В старших классах заинтересовалась лекарствами. Мне тогда была интересна химия. Я считала, что физика – унылая, скучная, биология – слишком прикладная, распыляющаяся на зверей и клетки, а химия – это что-то среднее и очень интересное. И я как-то сама начала читать про лекарства, у нас в доме было много подобных книг. Я романтизировала всю эту историю: одна крошечная молекула, которую ты даже не можешь понять, осознать, настолько сильно может влиять на организм. И я подумала, что разрабатывать такие молекулы было бы очень прикольно. С этой мыслью я поступила на Химфак.
Там на первом курсе проводилась конференция на английском языке, студенты, начиная со второго курса, могли выступать со своими научными исследованиями, первокурсники могли взять любую тему и сделать по ней доклад. Я сделала доклад по вычислительной разработке лекарств и произвела большое впечатление. Меня заметил один профессор, он сказал, что есть люди, которые занимаются чем-то похожим, про что я рассказывала. Так на первом курсе я начала заниматься вычислительной разработкой лекарств, правда, тогда это было на коленке. И еще занималась химическим синтезом, то есть делала какие-то расчеты и проверяла их сама под вытяжным шкафом.
Вычислительные методы, к которым я проявляла интерес и которыми занимался мой научный руководитель, все-таки не были основной деятельностью лаборатории, а больше инициативой научного руководителя. Я очень мало этим занималась, большую часть времени посвящала химическому синтезу, как и вся лаборатория.
И тогда я осознала, что мне не нравится синтез, мне не нравится работать руками. Это очень тяжело и мне неинтересно. Мне хотелось развиваться именно в вычислительных методах, поэтому я начала думать, куда мне поступать в магистратуру, чтобы я могла этим заниматься.
Узнала про Сколтех. Он был чем-то абсолютно новым после традиционного провинциального вуза. Я переживала, что с Химфака меня только на химию возьмут, а тут допускалось и математикам, и физикам поступить на Life Sciences.
Еще в ДВФУ от кого-то на кафедре прозвучало выражение: «Ну, лекарство мы тут не сварим, конечно». В этот момент у меня мир рухнул. Я поняла, что хочу делать не просто науку, а хочу, чтобы моя наука была полезна и внедрялась в жизнь. А у Сколтеха об этом чуть ли не на главной странице написано. Тогда еще действовала совместная программа ДВФУ – Сколтех, по ней я и поступила.
НАСТАВНИКИ
Я всегда указываю Дмитрия Иванкова, моего научного руководителя. Я ему очень благодарна за то, что он морально поддерживает меня и все мои начинания. Прихожу к нему и говорю: «Дмитрий, давайте стартап», он отвечает: «Да, Марина, давайте стартап». Я его уже загрузила своими стартапами. То есть он дает полную свободу действий, полную независимость, возможность реализации – далеко не у всех научных руководителей все так организовано. Он позволял мне одновременно преподавать на двух курсах и, зная, что у меня еще аспирантура, меня поддерживал. Так что я не боялась браться за все, за что бралась, и в итоге прийти к тому, что имею.
ПРАКТИКА
Белковым редизайном и дизайном с помощью вычислительных методов я начала заниматься в аспирантуре. Сначала мы хотели просто продать наш ресерч как есть, с этим проектом заявились на Skoltech Translational Research and Innovation Program, планировали получить поддержку внутри Сколтеха. Грант нам не дали, и я осознала, что платформа как таковая никому не нужна, нужны результаты – то есть сами белки, которые мы сделаем своими вычислительными методами. Так мы выиграли грант программы трансляционных исследований Сколтеха на создание нового подсластителя.
Мы разработали концепт платформы для разработки лекарств с помощью искусственного интеллекта, которая будет решать три задачи – предсказание свойств лекарств, генерацию лекарств и предсказание взаимодействия лекарства с молекулярной мишенью в организме.
Сейчас нам чуть больше года, сформирована команда, большая часть разработчиков – это специалисты в области искусственного интеллекта: хемоинформатики, биоинформатики, специалисты по молекулярному моделированию. Уже есть промежуточный продукт – мы разработали собственную белковую языковую модель. Ее можно использовать для разных задач.
Эта языковая модель позволяет создать наиболее полное представление о белках для того, чтобы использовать ее в других моделях искусственного интеллекта для решения конкретных задач. Мы не можем сказать модели: «Вот, этот белок». Мы должны как-то это для нее формализовать. И это очень нетривиальная задача, которую мы своим способом решили. Теперь модель имеет наиболее полную информацию о белке и может, к примеру, точнее предсказывать его свойства. Насколько он будет стабильный, при какой температуре он будет активный, с чем он будет связываться и так далее.
Вообще, у нас есть реальный шанс создать что-то принципиально новое, решить проблемы, сделать это самим и в России. Когда ты в науке, в университете или в найме, это невозможно. Решать проблемы, создавать новое – ты можешь делать это только сам в виде стартапа, компании.
Со временем наши задачи в этом стартапе расширились. По сути, мы начали с имеющихся компетенций и их коммерциализации, но в процессе customer development мы стали изучать новые запросы рынка для того, чтобы в том числе привлечь дополнительную экспертизу.
Наша миссия – делать лекарства быстро и эффективно. Казалось бы, у нас есть искусственный интеллект и вычислительные мощности, но разработка лекарств по-прежнему очень долгая и дорогая. И, несмотря на то что научное сообщество находит новые лекарства, это дается довольно большой ценой. Мы же хотим поменять положение дел: мы верим в искусственный интеллект, верим в себя и верим, что у нас это получится.
УВЛЕЧЕНИЯ
Очень люблю преподавать, в Сколтехе есть шикарная возможность этим заниматься. Я уже в магистратуре стала помощником преподавателя на курсах по инновациям, на Innovation Workshop, и, когда уже в аспирантуру пошла, начала преподавать на курсах Life Science: веду программирование, биоинформатику, структурную биоинформатику. Мне это очень-очень нравится, я разрабатываю материалы сама, обкатываю их, улучшаю.
Так получилось, что я вкатывалась во все области, овладевала навыками из-за того, что прижало. То есть поняла, к примеру, что мне нужно начать программировать для диплома. И это была первая задачка. Я не проходила никакие курсы, у меня все было learning by doing. Это было очень эффективно, но очень болезненно. Теперь у меня есть опыт, я знаю, что надо делать, что не надо делать – это я и пытаюсь транслировать на тех курсах, которые преподаю. Чтобы магистры, аспиранты не тратили свои время и силы, какие когда-то потратила я.
Мне кажется, у меня хорошее видение того, как нужно преподавать. Это во-первых. Во-вторых, это очень приятное чувство, когда к тебе приходит человек, и он пока ничего не знает, но ты ему курс отвел, и он научился программировать. Это быстрый дофамин – ты отвел семинар, студенты что-то выучили.
Полезные советы
У всех разная предрасположенность. Помогает осознание, что тебе лишь в моменте страшно – когда-то было страшно двойку за контрольную получить, четверть хорошо закрыть, что-то там выучить, ЕГЭ сдать. Жизнь складывается из таких волнений, тревог и челленджей. Стараюсь не глюковать по этому поводу и всем советую. Сейчас у вас задача ЕГЭ сдать, потом придется компанию большую вести, потом на IPO выходить. Надо программировать себя, что это будет, надо быть к этому готовым и относиться к этому как к неизбежному. Не тратить силы на излишние переживания по этому поводу.